Производитель: Ширина: Высота: Радиус: Ось применения:

Может ли виртуальная церковь стать путем к спасению?

Может ли виртуальная церковь стать путем к спасению?

Мы живем во времена, когда люди все чаще ходят в школу, банк или даже на свидание в интернете. Неудивительно, что и посетить церковь теперь можно так же. Открыв нужную веб-страницу, можно попасть на онлайн богослужение, зажечь свечу, сидя у себя на диване, или даже исповедоваться, не выходя из дома. Несколько кликов мышкой - и религиозные потребности удовлетворены. Но все ли так просто, действительно ли виртуальная религиозность является неким шагом к оновлению церкви?

Православная церковь активно приобщается к новейшим коммуникационным технологиям, особенно Интернету. Мы легко можем просматривать трансляции богослужений, искать поддержку у священника или узнавать особенности различных христианских таинств. Означает ли это, что теперь традиционная церковь отходит на второй план, а ей взамен приходит виртуальная?

На самом деле, конечно же нет. Если есть какие-то сервисы онлайн - это создано лишь для того, чтобы немощный или прикованный к постели человек, когда он хочет услышать богослужение, имел такую возможность. Такая практика не нова. В советские времена, когда храмы были закрыты, или располагались очень далеко, богослужения транслировали по радио. Таким образом люди, хоть и условно, становились его участниками. Сегодня же есть много храмов, и когда человек считает, что из-за нехватки времени лучше зайти на сайт, включить запись богослужения, и таким образом стать его участником, это не является оправданием для него, это неправильно. Общение с церковью онлайн - крайний случай. И поэтому его нужно ограничивать, чтобы человек не привыкал к неживому слову.

Исповедь онлайн недопустима. Исповедь онлайн не является исповедью, скорее духовной беседой двух людей, определенным напутствием, не более. Ведь никакого отпущения грехов при этом не происходит. Как известно, исповедь осуществляется между человеком и Богом. Священник в этом плане лишь проводник. Его можно сравнить с телефонной трубкой. Мы не говорим с телефоном, а общаемся с Богом. В «Правилах Святых Отцов» четко записано, что исповедь возможна лишь тогда, когда между священником и человеком нет никаких посредников. А здесь посредников есть множество: компьютер, интернет, человек. Если православный священник позволяет себе исповедовать человека по телефону или через интернет, он грешит. Недопустимость такого явления еще и в том, что никто не может дать гарантии, что исповедь просто не подслушают.

Сейчас, даже не выходя из дома, на многих сайтах можно зажечь свечу. Как же реагировать православному человеку на такие вещи? Свеча онлайн - это не что иное, как попытка человека оправдаться в своем слабодушии. Многие считают: «Я сегодня в церковь не пошел, но хоть в интернете поставлю свечку». Это неправильно. Если человек позвонил, или куда-то написал, а где-то кто-то поставил вместо него свечу, непонятно в каком храме — в этом нет святости. Ведь эта свеча горит, а человек думает не о духовном, а, например, готовит на десерт ватрушки с творогом из дрожжевого теста. Таинства нет, общение с церковью отсутствует. Это напоминает ситуацию, когда человек имеет родственников за границей. Они друг с другом никогда не видятся, не общаются. Но каждый раз в интернете на их сайте ставят «лайки». Вроде бы и родственники, однако если присмотреться внимательнее, то вроде и нет. Зажигать свечи онлайн - это то же, что лечиться через интернет. Например, человек на виртуальном приеме у врача, и врач говорит: «Сейчас вы пьете таблетку анальгина, вышлите мне гривну». Человек вылечится таким образом? Конечно же, нет.