Производитель: Ширина: Высота: Радиус: Ось применения:

Производство авиабензинов в России

Производство авиабензинов в России

Сейчас на территории РФ за крупнотоннажное производство бензина для малой авиации (т.е. для самолётов/вертолётов с поршневыми ДВС) де-факто не берётся ни один из мощных НПЗ, поскольку оно сопряжено с рядом существенных ограничений:

  • во-первых, по сравнению с производством топлива для автомобилей авиабензин заведомо проигрывает по объёму рынка;
  • во-вторых, фракционный состав авиабензина существенно отличается от автомобильного (по стандарту, в нём не должно быть фракций с температурами выкипания свыше 180°С, в то время как для автомобильного топлива этот параметр составляет ~210°С);
  • в-третьих, авиабензин обязательно содержит в качестве топливной присадки ТЭС (тетраэтилсвинец), что вызвано особенностями эксплуатации авиадвигателей и требованиями к их моторесурсу (отметим, что распространённый импортный авиабензин 100LL также имеет в своём составе ТЭС - в пределах 1.2-2 грамма на один американский галлон).

На последнем ограничении следует заострить внимание особо: по факту оно означает, что процесс изготовления авиабензина должен быть физически отделён от производства бензина автомобильного уже на уровне оборотной тары, поскольку наличие даже следов ТЭС в бензине для автомобиля сейчас чревато катастрофическими последствиями (например, все каталитические нейтрализаторы выхлопных газов быстро и необратимо выходят из строя).

На чём де-факто летает малая гражданская авиация России?

Отсутствие предложения от отечественных НПЗ приводит к тому, что малая гражданская авиация вынуждена использовать либо импортный авиационный бензин (вышеупомянутый 100LL), либо обращаться к малым/средним предприятиям, занимающимся собственным малотоннажным производством авиатоплива (как правило - на основе метода компаундирования). В результате на итоговой себестоимости топлива все вышеперечисленные факторы сказываются самым драматическим образом: при примерно равных октановых числах с автомобильным топливом, розничные цены на авиабензины типично оказываются в несколько раз выше.

Историческая справка

К началу двухтысячных на территории России оставалось всего три крупных НПЗ, производивших авиационные бензины методом каталитического риформинга: Новокуйбышевский, Омский и Новоуфимский - но к 2006-ому году выпуск авиабензина прекратил последний из них. Разговоры о том, что "производство дешёвых отечественных авиабензинов неплохо бы возродить" на различных уровнях ведутся с завидной периодичностью и очень давно - однако в плане фактическом это до сих пор ни к каким изменениям сложившейся ситуации не привело.