Производитель: Ширина: Высота: Радиус: Ось применения:

«Хороший мужик, только почерк мелкий...»

«Хороший мужик, только почерк мелкий...»

Сегодня преподаватели Львовского национального университета имени Ивана Франко узнают, что о них думают студенты

Более года назад ректор университета профессор Иван Вакарчук «озвучил» идею проведения массового опроса, точнее, мониторинга, с целью оценки студентами качества преподавания и самих преподавателей. Не все тогда однозначно отнеслись к этой новации. Один из преподавателей, не называясь, высказал предположение: «Не надо вызывать волка из леса, а студента - на откровенность. Лентяй студент требовательному преподавателю при анонимном опросе охотно фигу покажет... », - пишет издание Актуальные новости.

Доля истины в этом есть. Но когда срабатывает закон больших чисел, то можно надеяться на более-менее объективный результат. А работа была выполнена действительно огромная. Кафедры истории и теории социологии исторического факультета и социологии экономического факультета совместно с информационно-вычислительным центром привлекли к мониторингу более тринадцати тысяч студентов! Такого масштабного опроса (через Интернет в режиме он-лайн) не проводило ни одно высшее учебное заведение Украины. О трудоемкости этой работы свидетельствует тот факт, что на проведение мониторинга было потрачено 700 человеко-часов. Три недели преподаватели и лаборанты работали самоотверженно, без дополнительной оплаты. Результаты этого социологического исследования были готовы еще несколько недель назад. Но персональные оценки в конвертах сами преподаватели (выборочно опрос касался 615 преподавателей), заведующие соответствующих кафедр и деканы получат лишь сегодня. Дело в том, что 31 января закончилась экзаменационная сессия. Если оценки обнародовали до или во время сессии, некоторые преподаватели могли бы отомстить студентам. Тем более, что во время опроса единичные угрозы в их адрес звучали... В «опроснике» было одиннадцать обязательных критериев. Но каждый имел возможность высказать свое отношение к преподавателю в произвольной форме...

Комментируя итоги мониторинга, заведующий кафедрой истории и теории социологии профессор Наталья Черныш отметила, что по пятибалльной системе общий средний балл качества преподавания по университету составляет 4,21. Это твердая четверка. Больше всего положительных оценок было по критерию «преподаватель относится к студентам с уважением, ведет тактично, корректно» - 4,55. Студенты осветили и слабое звено. Только четыре балла получены по критерию «рассмотрение конкретных примеров, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов». И это понятно. Довольно часто знания, приобретенные в тех или иных университетах, лежат, как говорится, мертвым грузом, не хватает практических навыков, чтобы сразу включиться в самостоятельную работу ...

Из этого мониторинга можно сделать вывод, что преподаватели еще не в достаточной степени используют наглядные и технические средства, далеко не все кафедры заботятся должным образом о переносе на свои веб-страницы учебно-методических материалов. Сама Наталия Иосифовна призналась, что, по мнению студентов, она не уделяет должного внимания привлечению их к научной и исследовательской работе. Считает это справедливым и знает, что нужно делать... Говорил я с ней и о возможности предвзятого отношения некоторых студентов к принципиальным преподавателям. Для этого социологи предположили своеобразную противоположность - оценка преподавателей их коллегами, сотрудниками кафедры. Студенты могут не знать, какую научную работу ведет преподаватель, сколько он выдал пособий или учебников...

О взятках написали двое студентов, они даже описали технологию дачи взятки. Но Наталья Иосифовна наотрез отказалась раскрыть ее. Мол, зачем распространять «передовой опыт»... Сколько помню выступлений ректора, почти в каждом он отмечает почтительное, партнерское отношение преподавателей к студенту. Эти напоминания касаются преимущественно молодых, слишком тщеславных преподавателей. Вот отрывок из одного из студенческих посланий преподавателям: «Я вообще не люблю и не уважаю преподавателей этой кафедры. Создается впечатление, что преподаватели имеют симптомы мании величия, все должны за ними бегать... ». Опрос показал, что студенты, как и положено, имеют чувство юмора. Нередко подаются оценки типа: «Хороший мужик, только почерк мелкий» или «Хороший человек, хорошо играет в футбол...». Интересно, заметили студенты, что декан мехмата Михаил Заречный хорошо играет на гитаре на праздновании дня рождения кого-то из преподавателей? Кстати, сам господин Михаил результаты опроса ждет спокойно. Его уже четыре раза оценивали американские студенты, когда он преподавал в университете штата Флорида... Не будут диковинкой итоги мониторинга и для декана биологического факультета Светланы Гнатуш. Она уже на протяжении нескольких лет после каждого цикла лекций «вызывает огонь на себя», проводит анонимный опрос студентов относительно своего преподавания... Иногда студенты по собственной инициативе определяют рейтинги преподавателей. На факультете прикладной математики звание «преподаватель-бабай» (наиболее требовательный) получил Анатолий Музычук. А на мехмате на это звание по праву претендует Сергей Пидкуйко... С течением лет студенты начинают понимать истинную цену преподавателей снисходительных и «немилосердных»... Но, по мнению декана исторического факультета Романа Шуста, и теперь все больше и больше студентов относят к позитиву требовательность преподавателя, который может чему-то научить, - пишет издание Новости Украины.

В апреле социологи университета начнут второй этап мониторинга. Студенты смогут оценить уже почти 900 преподавателей. И так будет с каждым... Очевидно, встанет вопрос о создании отдельного центра мониторинговых исследований. Обратная связь со студентами становится нормой жизни университетского сообщества... Ежемесячно ректор встречается со студентами и каждый раз просит их не бояться говорить правду... А тот, кто боится, может отправить своему преподавателю анонимный «привет»...

 

Замриенко.